2 декабря 2016 г.

#Человек_хэштег

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
Евангелие от Иоанна

Как только человек стал умелым, он стал говорить. А когда умелый стал прямоходящим и тот в свою очередь разумным, символические знаки для выражения мыслеформ стали необходимостью. Эти знаки/символы зародились  как простые графические орнаменты, которые выцарапывались на камнях. Картинки видоизменялись, становились тоньше, изящнее, прежде чем сложились как письменность.


Прошли тысячелетия от первого письма финикийцев до современного поста в твиттер. Тем не менее, как тогда, так и сейчас эволюцию двигает желание человека выражать свои мысли и взгляды, выводя их из границ собственного разума, создавая при этом коммуникативные связи. Таким образом, письмо, как компонент необходимый для выживания, стало первостепенным для самовыражения.












Чтобы наглядно увидеть какими были первые сообщения людей друг другу, нужно обратиться к легендам. Например, Геродот, древнегреческий историк, рассказывает легенду о письме скифов Дарию царю Персии.

История такая. Дарий отправил своего гонца к скифам с посланием, где называл себя их владыкой и призывал сдаться. Вскоре он получил ответ от скифского царя – первое пиктографическое письмо (от лат. Pictus – нарисованный, grapho – пишу), то есть «рассказ в картинках». Там были изображены птица, мышь, лягушка и пять стрел.

Это обозначало :

«Владыками своими я признаю только Зевса, моего предка, и Гзстию, царицу скифов. А тебе вместо даров земли и воды я пошлю тебе дары, которые тебе приличествует получить».

Царь Дарий посмотрел на письмо, посовещался со своими советниками и расшифровал его так: раз мышь живет в земле, лягушка в воде, то скифы, наверное, решили отдать земли и воды которыми владеют. Птицы летят со скоростью лошадей, что значит скифский владыка скоро приедет к Дарию и сложит перед ним оружие (пять стрел). Однако советник Дария Горбий перевел письмо скифов по-другому и сказал ему:

«Мудрый ты царь, но скифы хотели сказать следующее: если вы, персы, не улетите в небо как птицы, и не зароетесь в землю как мыши, и не поскачете в болото как лягушки, то будете поражены этими стрелами и не вернетесь назад».

Сегодня переводчики сталкиваются с теми же трудностями, только теперь в виде скифского письма выступает #warsucks, а голубь мира выглядит так:


Письменность древних людей, сохраняет в себе мудрость целых поколений, как сложный программный код. Через несколько веков письмо приобрело мощную и важную коммуникативную функцию воздействия. Китайские иероглифы, египетские папирусы, шумерский язык через какое-то время преобразовались в драмы Шекспира, тома Толстого, рассказы Чехова, а те плавно перешли в мысли живого журнала живых людей, посты в facebook, дойдя до короткой «телеграммы» twitter. И это не конец, соообщество twitter-а плавно перешло в Instagram. Помните шутку про то, что «Войну и мир» сжали до 140 символов? Теперь же ее сократили до одной картинки с «решеткой» (#).

Не последнюю роль в формировании клипового мышления (особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы, при котором он утрачивает способность долго концентрироваться на чем-либо, подвержен влиянию из «вне», падает уровень усвоения знаний, теряет способность анализировать), о котором с большим удовольствием говорят, сыграли и хэштеги (hashtag от hash — символ «решетка» и tag — «метка»). В начале он предназначался для оптимизации поиска. Создателем хэштега считают Криса Мессино, после его твитта  в 2007 году.


Этот твитт вызвал споры: кто-то выступал «за», кто-то ­- «против». Однако хэштеги все-таки стали использовать, чтобы облегчить поиск в социальной сети. Позже эти «метки» приспособили для коммерческих целей – привлечения аудитории.
А теперь же они нужны чтобы привлечь внимание, получить одобрение других или самовыразиться.
Как и любая хорошая идея, переходя в общество, вышла из-под контроля.
В начале идею хэштега можно было определить словами Криса Хьюера, медиа-эксперта в Deloitte, «клей между людьми, определяющий людей, которые что-то ищут». А теперь же это интеллектуальный мусор в болоте «пространства тэгов» («tagspaces»).






Преследуя определенный #lifestyle, Homo sapiens рискует потерять психологическую разумность и индивидуальность. Из-за трудности дифференциации собственных эмоций и рационального их выражения с помощью слов или действий. В жизни это выглядит так: нет больше необходимости искать сложные прилагательные, чтобы описать свои чувства – нежность, отчаяние, злость. Зачем искать какие-то особенные слова для оттенков, если есть готовые шаблоны, которые другие безошибочно понимают? Например: #мимими, #обнимашки #вдыхаемосень и так далее.
Эмоциональный отклик на такие сообщения подобный – такие же хэштеги, за которыми нельзя увидеть настоящие чувства реальных людей.



Моральные ценности, политические и религиозные убеждения – для всего этого уже существует хэштег-мемплекс (мемплекс – устойчивая группа мемов (суждений), копируемых и передаваемых совместно). Теперь уже не нужно обращаться к философским трактатам, фактам и аргументам, внутренним наблюдениям, чтобы выразить свою гражданскую позицию. Нужно просто найти подходящий хэштег ­– он уже устоялся и его понимают другие люди. Этот процесс объединяет людей, между которыми, на первый взгляд, интеллектуальная пропасть.


Для большинства пользователей, которые делают заявку на #креативность, тэг стал изощренным способом самовыражения. В погоне за индивидуальностью полностью теряется суть «метки» - объединение по определенному признаку. Исходя из этого в пространстве социальной сети родился совершенно новый язык, который нарушает логику, стилистику, лингвистику. Знак # стал неким символом письма скифов Дарию ­– каждый понимает его по-своему. Может сообщение «Это #непередаваемо! Ах какая #пшеница и #туман #сегодня был сказочно красивым» и читаемо, но, больше понятно для человека подвида «хэштег».


Также нужно отметить, что есть тонкая грань между формой сарказма и пошлостью псевдоинтеллектуала. Слова, которыми мы пользуемся, это не простой комплект языковых инструментов, выставленных в определенном порядке, это сложная система, развивающая способ мышления. Немного перефразируя философа Жозева Ренара можно сказать, что человек мыслит так, как он говорит. Таким образом, погрязнув в черной дыре «пространства тэгов», личность прочнее закрепляется в клиповом мышлении, снижающее его возможность акцентировать внимание на жизни, ограничивается логическое пространство мышления. Личное умозаключение человека заменяется популярным мнением, индивидуальный чувственный, эмоциональный опыт сужается до примитивных клипов-суждений.


Тот языковой процесс, который развивался и усложнялся тысячелетиями, чтобы вырастить из человека разумного человека мыслящего, в итоге запустил сложный механизм обратного отката к символам, меткам и наскальным рисункам.

Хэштег, который был предназначен для релевантности поиска, может стать виртуальной тюрьмой («решеткой») для разума человека разумного.




Комментариев нет:

Отправить комментарий